Что такое учебная задача? Это понятие встречается практически на каждом уроке химии, физики и математики. Часто встречается на уроках биологии (задачи по генетике).
Дать определение этому понятию очень сложно.
Следующие определения понятию “задача” даются в Большой Советской Энциклопедии:
- поставленная цель, которую стремятся достигнуть;
- поручение, задание;
- вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления, проблема;
- один из методов обучения и проверки знаний и практических навыков учащихся, применяемый во всей типах общеобразовательных и специальных учебных учреждений.
Как кажется, наиболее подходящее по смыслу к изучению школьных предметов третье определение. Четвертое определение скорее является констатацией факта, но не проясняет его смысл.
Задачи, как форма изучения, закрепления и проверки знаний используется во многих предметах: математике, физике, химии. Все задачи имеют общие черты, но химические задачи, в отличие от, например, физических или математических имеют некоторые особенности. Многие химические задачи имеют скрытые данные в виде химических формул или названий. Так же отличительной чертой химических задач является то, что в них часто используются несистемные единицы физических величин: грамм, литр, миллилитр и др., и для решения задач (особенно качественных) перевод в системные величин не всегда требуется. Тогда как при решении физических задач перевод всех единиц в одну систему, чаще всего СИ, первое и необходимое требование успешного решения задач. Основной особенностью химических задач- это использование понятия “количество вещества” и его единицу измерения “моль”2. Для понимания этих величин очень мало опорных понятий. Они являются трудно доступными и абстрактными понятиями, так как не имеют аналогии в других, предшествующих химии предметах.
На основе психологической литературы авторы 3 дают более строгое определение химической учебной задачи:
Химическая учебная задача это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления.
В литературе встречается некоторое смешение понятий задачи и других видов деятельности, как например вопросы и упражнения. Эти задания оказывают различное развивающее действие на учащихся.#
Вопрос - задание, требующие, в основном, репродуктивной деятельности учащихся.
Задача - задание, которое всегда требует хотя бы некоторой продуктивной деятельности.
Упражнение - совокупность нескольких вопросов (репродуктивная деятельность), задач (репродуктивно-продуктивная деятельность) и творческих заданий (продуктивная деятельность).
Комментариев нет:
Отправить комментарий